Я часто размышляю над тем, действительно ли советское образование – лучшее. В различных статьях, порой встречаются утверждения, что современное образование гораздо хуже чем дореволюционное. При этом непонятно, что имеется в виду: образование в царской России или во времена СССР. Очень популярно мнение, что раньше учеников учили думать и размышлять, а теперь просто натаскивают на тесты.
Мне, как потомственному учителю, не раз приходилось слышать от коллег и ближайших родственников высказывания такого рода: «Вот раньше была школа так школа!» или «Раньше нас учили по-настоящему, из школы выпускали образованных людей». Но ведь мир постоянно меняется, появляются новые методы изучения и новые задачи. Почему современная система образования должна оставаться неизменной?
Итак, что же происходит сегодня в школе и стоит ли идеализировать систему обучения поколения СССР? Вот небольшое сравнение образования, подготовленное мной на основании собственного опыта.
1. Объем знаний, полученных в школе
Я считаю, что он не уменьшился, а, напротив, стал больше, ведь за прошедшие годы было сделано много научных открытий, особенно в сфере коммуникации. Изменения коснулись политики и экономики, возникли новые направления промышленности. Открылись границы, и появилась возможность путешествовать. Это вызвало небывалый интерес к изучению иностранных языков. Появились новые предметы, которых не знала советская система образования, например, информатика, логика.
2. Развитие критического мышления
Те, кто считает, что образование становится хуже, часто приводят в качестве аргумента новый формат экзаменов – тестирование. Они полагают, что в школе детей не учат размышлять и анализировать, а просто натаскивают на тесты, чтобы они могли успешно пройти итоговое испытание. Это отчасти так, но почему-то среди моих ровесников, выпускников советской школы, так мало людей думающих, способных оценивать ситуацию и принимать решения. Может, потому, что это не поощрялось в прежние времена, достаточно было усвоить пройденное на уроке?
Сегодня же я встречаю большое количество учеников, обладающих нестандартным аналитическим мышлением. Они не довольствуются материалами учебника, относятся критически к некоторым утверждениям. Возможно, дело в том, что они постоянно сталкиваются с большим количеством информации в интернете, социальных сетях. Они учатся анализировать и фильтровать полученные сведения, чтобы добраться до истины.
3. Мотивация к обучению
Мне кажется, что советское образование не предоставляло выпускникам таких возможностей, которые открываются перед ними теперь. И поэтому современные школьники, особенно старшеклассники, гораздо более мотивированы стараться и получать высокие баллы на экзамене. Где бы ты ни учился, пусть в самом дальнем городке, с хорошим результатом ЕГЭ ты можешь поступить в самые топовые ВУЗы страны. Раньше это было практически невозможно, даже для медалистов. Зачастую все решали деньги или пресловутый «блат».
4. Новый формат школьных уроков
Еще одна претензия, которую порой высказывают родители, звучит примерно так: учителя часто показывают видеоролики вместо того, чтобы объяснять или демонстрировать опыты. Действительно, сейчас достаточно учебных видеофильмов, которые рекомендуется использовать на уроке. Но и опыты никто не отменял, если в школе есть оборудованный класс и необходимые реагенты. А если их нет или опыт не виден с дальней парты?
Именно поэтому хорошее современное образование немыслимо без использования достижений масс-медиа. Большое количество качественного учебного материала представлено в виде фильмов и роликов. Там наглядно объясняются популярные законы физики и химии, реконструируются исторические события, показывается формирование атмосферных явлений. Разве это можно сравнить с плакатами на доске и сухими схемами в учебнике?
5. Развитие речи
Вот по этому параметру, к сожалению, современное образование хуже, чем дореволюционное. Новые форматы опроса – тесты ЕГЭ – не дают возможности продемонстрировать красивую и правильную речь. Усилия учителей и учеников направлены на нахождение верных вариантов ответа, а для проверки умения правильно облекать мысли в слова остается только сжатое изложение.
Хотя и в этом можно найти плюс. Ограниченный по времени экзамен заставляет быстро находить основную мысль каждого абзаца и излагать ее четко и кратко. По-моему, это одно из очень важных качеств для современного человека: уметь выделить главное из поступающей информации, самую суть. В старой школе такого точно не проходили.