Поговорим о том, как поднять мотивацию к учебе у подростка или младшего школьника. Все очень просто – нужно отмечать не ошибки, а достижения, и, кроме того, пользоваться современными методами оценки работ. Слышали ли вы про эффект зеленой ручки? Наверняка, каждому из вас приходилось видеть в тетради исправления и отметки, сделанные красной ручкой. Оказывается, цвет имеет значение и оказывает серьезное влияние на формирование мотивации школьников на успешную учебу.
Красная ручка или фиксация ошибок
Американский профессор психологии Эндрю Дж. Эллиот провел серию экспериментов. Школьников и студентов разделили на две группы. Одним давали задания, напечатанные черными чернилами, а другим – те же самые задачи, но цвет чернил был красным. Удивительно, но участники во второй группе показали значительно более низкие результаты, хотя изначально уровень подготовки был одинаковый. Был сделан вывод, что красные чернила плохо влияют на формирование мотивации учения школьников. Проще говоря – отбивают желание учиться и получать новые знания.
Когда ученик видит красные отметки в тетради, он связывает их с неверными ответами, расстраивается. У него вырабатывается гормон стресса – кортизол.
Все это приводит к тому, что у ребенка появляются тревожные симптомы:
- рассеянность и снижение внимания, ухудшение памяти;
- нежелание ходить в школу, делать домашние задания;
- немотивированная агрессия.
В результате школьник не понимает, как выполнить самостоятельно задание, которое он до этого успешно делал в классе. Всему виной «красная ручка» и гормон стресса кортизол.
Знакома вам такая ситуация? Если родители не задумываются над тем, как поднять мотивацию к учебе, и постоянно указывают ребенку на его ошибки, успехов ждать не приходится.
Эффект зеленой ручки или фиксация успехов
В ходе того же эксперимента учителя подчеркивали в тетрадях верные ответы зеленой ручкой, не обращая внимания на ошибки. При этом мотивация школьников резко возрастала. Ученики быстрее справлялись с заданиями, показывали более высокие академические результаты.
Положительный эффект зеленой ручки объясняется тем, что акцент на достижениях провоцирует выработку гормонов счастья (дофамина и серотонина).
В результате этого:
- повышается мотивация и желание достичь цели;
- улучшается память;
- развиваются способности к обучению (умение быстро находить нужную информацию, структурировать её);
- растут творческие способности;
- возникает желание узнавать новое.
Как поднять мотивацию и создать оптимальные условия для успешной учебы
Существует несколько проверенных приемов, как поднять мотивацию и поднять уровень гормонов счастья в домашних условиях.
Что для этого нужно делать:
1.Чаще использовать «эффект зеленой ручки».
Подчеркните зеленым цветом то, что ребенок написал правильно или красиво. В первое время можно писать в черновике, чтобы не удивлять учителя многочисленными зелеными росчерками в рабочей тетради. Как только ученик поверит в свои силы, можно отказаться от черновиков. Еще лучше, если школьник сам подчеркнет зеленым цветом то, что ему в своей работе понравилось. Именно так происходит развитие мотивации школьников. Следует хвалить за правильный ответ на вопрос, за прекрасно продекламированное стихотворение, отмечать успехи и искренне радоваться вместе с ребенком. Это и есть знаменитый «эффект зеленой ручки».
2. Научить ребенка относиться к ошибкам, как к ступенькам для роста и развития.
Если вы заметили ошибки, помогите их найти и исправить. Лучше, если это сделает сам ребенок. Используйте наводящие вопросы, и, самое главное, не ругайте за ошибки. Вместо чувства вины и неуверенности в собственных силах у ученика должна возникать мысль: «Здесь я был невнимателен, ошибся, но могу это исправить».
Итак, как видите, все достаточно просто. Порой повышение мотивации школьников зависит от домашней обстановки и отношения родителей к успехам учеников. Будьте внимательны и терпеливы. Помните, что в нашей взрослой жизни «цвет ручки» играет точно такую же роль. Желаем удачи!