Зарегистрируйтесь сейчас и получите ПОЛНЫЙ ДОСТУП к школьным навыкам на 7 дней!
Зарегистрироваться

Что должен уметь первоклассник к началу учебного года

Первый класс – это очень волнительно как для родителей, так и для детей. Новая жизнь с новыми надеждами и открытиями, новыми знакомствами и радостями. С горестями и сложностями тоже, куда же без них! Впрочем, родители начинают волноваться о школе намного раньше и не зря. Дело в том, что понятие «готовность к обучению в школе» охватывает гораздо больше, чем знание букв, цифр и постановку руки для письма. Ребёнок готов к школе тогда, когда достиг физической, психологической и специальной готовности. Пока какой-то из этих пунктов не сформирован в должной мере, готовность ребёнка к первому классу не может считаться полной и всесторонней.

Физическая готовность

Не каждый семилетка, даже бегло читающий и с лёгкостью решающий арифметические задачи, физически готов идти в первый класс. Состояние здоровья и зрелость нервной системы имеют прямую связь со способностью ребёнка проводить за партой положенное количество времени, усваивая материал в необходимых объёмах. Стандартная проверка готовности к школе в данном случае – медицинский осмотр, на котором врачи оценят:

  • рост и массу;
  • зрение;
  • слух;
  • систему условных словесных реакций;
  • зрелость пищеварительной и мочевыделительной систем.

По итогам выдаётся заключение о том, что будущий первоклассник здоров и может получать образование в общеобразовательной школе.

В плане навыков, к школе следует развивать у ребёнка мелкую моторику и следующие, связанные с ней умения:

  • держать карандаш или ручку;
  • проводить четкие линии;
  • перекладывать и пересыпать пальцами и при помощи приспособлений (пинцет, сито, ложка) мелкие предметы, сортировать их;
  • складывать лист бумаги.

Так же здоровый ребёнок к школе без труда освоит бег, прыжки, наклоны, приседания и ползание.

Психологическая готовность

Психологическая готовность включает в себя интеллектуальную, социальную, личностную и эмоционально-волевую.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе отражается в соответствующих возрасту:

  • знаниях об окружающем мире;
  • умении использовать имеющиеся знания для решения практических и теоретических задач;
  • любознательности, тяги к знаниям;
  • уровне мыслительной деятельности, обеспечивающем усвоение новых знаний;
  • образного и словесно-логического мышления;
  • речи и словарном запасе;
  • сенсорных навыках;
  • устойчивом внимании;
  • крепкой памяти.

Социальные навыки будущего первоклассника имеют не меньшее значение, чем интеллектуальные. Умение взаимодействовать с коллективом и педагогами во многом определяет то, насколько комфортно ребёнку будет в школе, а значит, может как значительно облегчить процесс при высоком уровне развития, так и создать множество дополнительных сложностей при наличии проблем на социальном уровне. Социальная готовность включает:

  • коммуникативность;
  • стремление общаться и дружить со сверстниками;
  • готовность уступать в споре и делиться;
  • готовность выслушивать собеседника;
  • умение соблюдать очередь;
  • готовность следовать требованиям социума и старших.

Личностный уровень готовности к школе подразумевает достаточно высокую сформированность различных качеств, способствующих качественному усвоению материала. Среди них можно выделить внутреннюю мотивацию, сознательность, самостоятельность и многие другие.

Существуют так же и критерии готовности к школе эмоционально-волевой сферы:

  • радостное ожидание начала учёбы;
  • понимание целей и задач образовательной деятельности и позитивное к ним отношение;
  • умение соотносить свои интересы с интересами коллектива;
  • готовность управлять своим поведением, подчиняться нравственным, этическим и, естественно, юридическим законам;
  • желание преодолевать трудности и достигать высоких результатов;
  • понимание отдельных положительных и отрицательных качеств своей личности и готовность прилагать усилия, чтобы стать лучше;
  • сдержанность, усидчивость, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность и организованность.

Специальная готовность

Под специальной готовностью понимают перечень того, что должен уметь первоклассник к началу учебного года. Именно на эту сторону обращают больше всего внимания родители. В некоторых школах требования выше, в других ниже, но, в целом, необходимые навыки и умения первоклассника включают в себя:

  • знание букв и цифр;
  • сформированные в той или иной степени навыки чтения слогов или слов;
  • навыки сложения и вычитания в пределах десяти;
  • ровное и плавное письмо отдельных элементов букв и цифр;
  • выполнение простейших физических упражнений.

Как подготовить ребёнка к школе

Мало просто знать, что должен уметь будущий первоклассник, необходимо работать над развитием необходимых качеств, навков и знаний. Первое, о чём следует помнить – дошкольник лучше всего учится в игре, это его основной вид деятельности, фундамент, на который опирается всё остальное.

Очевидно, что подгонять формирование физической готовности сложно, да и не всегда уместно. Достаточно обеспечить ребёнку сбалансированное питание, активный досуг на свежем воздухе и, при необходимости – своевременное медицинское сопровождение. Прививайте навыки гигиены и формируйте качественные знания об основах здоровья. Ребёнок должен уметь:

  • одеваться и обуваться без помощи взрослых, самостоятельно следить за своим внешним видом;
  • пользоваться туалетом и мыть руки;
  • пользоваться столовыми приборами и убирать за собой посуду после еды;
  • организовывать и прибирать по окончании занятия своё рабочее место.

Если есть возможность, занимайтесь спортом совместно с ребёнком, создавайте условия для развития следующих качеств:

  • координация;
  • ловкость;
  • сила;
  • скорость.

С психологической готовностью и сложнее, и легче. Формировать её помогут правильные книги, мультипликация и кинофильмы, а так же качественные беседы с родителями, воспитателями и другими взрослыми, окружающими ребёнка, их личный пример. Кроме того, социальные навыки первоклассника формируются в коллективе: детском саду, кружках и даже на игровой площадке.

Проще всего со специальной готовностью. Всё, что должен уметь первоклассник в академическом плане, здоровые дети способны освоить за год. Для этого проводятся занятия в детском саду, родители могут и чаще всего дополнительно записывают ребят на специальные курсы или занимаются с ними самостоятельно дома по специальным книгам или используя интернет-ресурсы.

Вы можете готовить ребёнка к школе в том числе и со Skills4u. Инструкция, как легко и быстро выучить буквы ждёт вас на нашей платформе по ссылке https://skills4u.ru/kursy/tehnika-chteniya/uchim-bukvy/. Те, кто это уже сделал, может перейти к следующему этапу и тренироваться читать по ссылке https://skills4u.ru/kursy/tehnika-chteniya/uchim-slogi/.

Если всё не так просто

Бывает, что родители планируют отдать ребёнка в первый класс, но в определённый момент понимают – в этом году рано. Это абсолютно нормально и значит только одно: вы внимательны к своему ребёнку и готовы корректировать свои ожидания под его индивидуальные потребности. Порой такой год даёт ребёнку очень много: он подрастает, крепнет и физически, и духовно, расширяет диапазон своих навыков и знаний, как в академическом, так и в социальном плане, обзаводится новыми положительными качествами или избавляется от некоторых отрицательных. Посвятите это время дополнительной подготовке к школе с нашей платформой Skills4u.

Какой бы путь вы не выбрали, помните, что каждый ребёнок уникален и всё равно ребята в классе будут значительно отличаться друг от друга по каждому из перечисленных параметров, как бы мы их всех не готовили. И это прекрасно. Желаем вашему уже совсем большому дошкольнику успешно подготовиться к первому классу и с радостью надеть школьную форму первого сентября.